Роман Максишко световая скульптура, объемные витражи, авторские светильники, предметы интерьера, фрески, живопись, графика, ювелирные изделия, художественные объекты, инсталляции, графический дизайн, дизайн интерьеров русскийenglishdeutsch
 
скульптура
витражи светильники фрески живопись графикадизайнювелирные изделия
 

 

Алексей Санталов

Новый свет

В наши дни в области интерьерного освещения наработано множество технических решений, позволяющих дать ответы на все вопросы, связанные с утилитарной функцией освещения. Поэтому сегодня столь интенсивное развитие приобрел декоративный свет, нацеленный не на достижение определенного физиологического комфорта, а являющийся уже самоценным художественным элементом интерьера.

«Я считаю себя в большей степени скульптором, нежели дизайнером, поэтому свои работы называю не светильниками, а световыми композициями» – так говорит о своем творчестве московский художник Роман Максишко. Конечно, некоторые из этих вещей выглядят так, что их можно назвать торшерами или бра, но все же функция освещения в этих композиционно глубоко продуманных и пластически тщательно проработанных объектах имеет скорее второстепенное прикладное значение. Основная цель, которую преследует Роман – вызвать в человеке некое состояние душевного равновесия и комфорта, что достигается погружением в спокойное созерцание тех или иных световых эффектов. Вот почему в свои композиции он включает материалы с разнообразными оптическими характеристиками: стекло гравированное, фьюзинговое или моллированное, природные кристаллы – дымчатый кварц, аметист, горный хрусталь, цитрин. В большинстве работ нашли применение формообразующие свойства металлов – нержавеющей стали, меди и ее сплавов, в особенности – бронзы, часто используется кованое железо.

Несмотря на то, что во многих вещах явно прочитывается активное изобразительно-образное начало, их трудно квалифицировать однозначно как проявления декоративной скульптуры, тем более, что все эти объекты изначально создавались для интерьера, и потому имеют определенный утилитарный смысл. Вместе с тем их не следует расценивать как произведения декоративно-прикладного искусства или продукт эксклюзивного дизайна. Эти световые объекты появились как следствие пристального внимания художника к природным явлениям и переноса их в преображенном, метаморфизированном виде в искусство. Поиск точек соприкосновения между естественными науками и изобразительным искусством, наблюдение за тем, как могут перетекать идеи, рожденные в процессе изучения природы, в плоскость художественного творчества – метод, которым автор овладел, пройдя обучение в Германии, в Свободной школе искусств Formgestaltungschule в Бремене. Рассматривая свет как физическое явление, художник одновременно видит в нем мощное выразительное средство, позволяющее наполнять обитаемый объем образами, сотканными из теней и света. Обогащенное игрой светотеневых эффектов пространство выявляет свою вторую, иллюзорную сущность, активизирующую человеческую фантазию и позволяющую увидеть нечто скрытое ранее от взора. Такой способ эстетической организации интерьерной среды, по мнению автора, стимулирует зрителя к встречному творческому акту, пробуждает в нем эмоциональное отношению к образному содержанию того, что прежде было обыденной пустотой. Именно в активизации духовного и интеллектуального потенциала человека художник видит наиболее действенный способ релаксации.

Проектируя не освещение, а процесс его восприятия в комплексе со световой скульптурой и элементами интерьера, задающими геометрию помещения, автор делает все для того, чтобы хоть на короткое время возвысить человека над суетой, вызвать в нем некое благоговейное настроение и тем самым привести его к ощущению умиротворения и гармонии между собственным внутренним состоянием и внешним предметным окружением.

Сегодня вокруг творчества Романа Максишко периодически возникают дискуссии, суть которых сводится к попыткам втиснуть световые композиции художника в ту или иную искусствоведческую нишу. В связи с этим невольно возникает вопрос: стоит ли это делать, тем более, что современная визуальная культура имеет очень разветвленную структуру, и сейчас невозможно установить четкую границу между искусством и дизайном в силу наличия между двумя этими явлениями сложных многоуровневых связей. Гораздо важнее другое: любой результат творческой деятельности должен быть полезен тому, кому он адресован, вызывать положительную реакцию, помогать в повседневной жизни. Это главная задача, стоящая перед любым творцом.

 

Источник: Технологии строительства

 

Метаморфозы божественного света

Новый свет

Встреча с художником

Творимая сегодня вечность

История творчества...

 
об авторе манифесттеорияотзывыпрессадрузьякоординаты задать вопрос
студия Романа Максишко