Алексей Санталов
Новый свет
В наши дни в области интерьерного освещения наработано множество технических решений, позволяющих дать ответы на все вопросы, связанные с утилитарной функцией освещения. Поэтому сегодня столь интенсивное развитие приобрел декоративный свет, нацеленный не на достижение определенного физиологического комфорта, а являющийся уже самоценным художественным элементом интерьера.
«Я считаю себя в большей степени скульптором, нежели дизайнером, поэтому свои работы называю не светильниками, а световыми композициями» – так говорит о своем творчестве московский художник Роман Максишко. Конечно, некоторые из этих вещей выглядят так, что их можно назвать торшерами или бра, но все же функция освещения в этих композиционно глубоко продуманных и пластически тщательно проработанных объектах имеет скорее второстепенное прикладное значение. Основная цель, которую преследует Роман – вызвать в человеке некое состояние душевного равновесия и комфорта, что достигается погружением в спокойное созерцание тех или иных световых эффектов. Вот почему в свои композиции он включает материалы с разнообразными оптическими характеристиками: стекло гравированное, фьюзинговое или моллированное, природные кристаллы – дымчатый кварц, аметист, горный хрусталь, цитрин. В большинстве работ нашли применение формообразующие свойства металлов – нержавеющей стали, меди и ее сплавов, в особенности – бронзы, часто используется кованое железо.
Несмотря на то, что во многих вещах явно прочитывается активное изобразительно-образное начало, их трудно квалифицировать однозначно как проявления декоративной скульптуры, тем более, что все эти объекты изначально создавались для интерьера, и потому имеют определенный утилитарный смысл. Вместе с тем их не следует расценивать как произведения декоративно-прикладного искусства или продукт эксклюзивного дизайна. Эти световые объекты появились как следствие пристального внимания художника к природным явлениям и переноса их в преображенном, метаморфизированном виде в искусство. Поиск точек соприкосновения между естественными науками и изобразительным искусством, наблюдение за тем, как могут перетекать идеи, рожденные в процессе изучения природы, в плоскость художественного творчества – метод, которым автор овладел, пройдя обучение в Германии, в Свободной школе искусств Formgestaltungschule в Бремене. Рассматривая свет как физическое явление, художник одновременно видит в нем мощное выразительное средство, позволяющее наполнять обитаемый объем образами, сотканными из теней и света. Обогащенное игрой светотеневых эффектов пространство выявляет свою вторую, иллюзорную сущность, активизирующую человеческую фантазию и позволяющую увидеть нечто скрытое ранее от взора. Такой способ эстетической организации интерьерной среды, по мнению автора, стимулирует зрителя к встречному творческому акту, пробуждает в нем эмоциональное отношению к образному содержанию того, что прежде было обыденной пустотой. Именно в активизации духовного и интеллектуального потенциала человека художник видит наиболее действенный способ релаксации.
Проектируя не освещение, а процесс его восприятия в комплексе со световой скульптурой и элементами интерьера, задающими геометрию помещения, автор делает все для того, чтобы хоть на короткое время возвысить человека над суетой, вызвать в нем некое благоговейное настроение и тем самым привести его к ощущению умиротворения и гармонии между собственным внутренним состоянием и внешним предметным окружением.
Сегодня вокруг творчества Романа Максишко периодически возникают дискуссии, суть которых сводится к попыткам втиснуть световые композиции художника в ту или иную искусствоведческую нишу. В связи с этим невольно возникает вопрос: стоит ли это делать, тем более, что современная визуальная культура имеет очень разветвленную структуру, и сейчас невозможно установить четкую границу между искусством и дизайном в силу наличия между двумя этими явлениями сложных многоуровневых связей. Гораздо важнее другое: любой результат творческой деятельности должен быть полезен тому, кому он адресован, вызывать положительную реакцию, помогать в повседневной жизни. Это главная задача, стоящая перед любым творцом.
Источник: Технологии строительства |